«Тяжелая артиллерия» каменщика: инструмент по камню

Оглавление:

  1. Каков инструмент по камню в работе? Виды обработки камня
  2. Основа из основ: ручной инструмент для обработки камня
  3. Художественные «помощники»: инструмент для декоративной обработки камня
  4. Лучшее из лучших: алмазный инструмент для обработки камня
  5. Инструмент для обработки искусственного камня

По набору качественных характеристик натуральный камень является неоспоримым лидером среди всех существующих в мире строительных материалов.

Природа богато одарила своего «долгожителя»: такой прочностью, устойчивостью и колоритностью красок не могут похвастаться даже усовершенствованные «искусственники».

На сегодняшний день мастер вооружен богатым арсеналом инструментов для обработки камня, который помогает придать глыбе любую задуманную им форму. Но даже с помощью современных технологий не так просто справиться с упрямым «характером» горной породы, не желающей окончательно покориться на милость победителю.

Каков инструмент по камню в работе? Виды обработки камня

Чтобы не запланировал сделать каменщик, без соответствующего инвентаря ему не обойтись. Есть несколько рабочих направлений, где используется разный инструмент для обработки камня:

  • Резка
  • Шлифовка
  • Полировка
  • Раскалывание
  • Резьба
  • Гравировка

Некоторые процессы полностью механизированы, но довольно много операций каменщику приходится выполнять вручную. Отсюда и дороговизна продукции из камня.

Где в повседневной жизни чаще всего можно встретить этот природный материал в деле? Конечно, внутренняя и внешняя отделка дома. Мощный «панцирь» надежно защищает поверхность от любых невзгод и украшает ее замысловатым и всегда уникальным узором. Используя различные инструменты для работы по камню, мастер усиливает эффектность покрытия, придавая ему оригинальный облик. Вот набор основных способов отделки этого материала:

Полированное «зеркало»

Лицевая сторона каменной плиты стает гладкая и блестящая, поражает колоритом красок и неповторимым рисунком.

Поддается такой обработке не все виды горной породы, но особенно красиво смотрится полированная гладь элитных камней (гранита, оникса, мрамора).

Для достижения зеркального эффекта используют электрический инструмент для работы по камню, оснащенный полировочными шкурками. Постепенно уменьшая зернистость рабочих сегментов, добиваются гладкой и сверкающей поверхности покрытия.

Гладкая, матовая поверхность

Процесс обработки камня аналогичен предыдущему способу, только полировка заканчивается на несколько шагов раньше (применяют неполную цепочку зернистости рабочих сегментов).инструмент для каменщика

Поверхность матовая, с четко обозначенным внутренним рисунком материала.

Покрытие «под скалу»

Поверхность покрытия максимально приближена к природному рельефу: неровный скол с перепадами в 30-50 мм. Добиться такого эффекта можно только с помощью ручного инструмента по камню, который раскалывает глыбу на несколько блоков по линии внутренних волокон. Мастера в работе используют клинья, кувалды, молотки.

Раковистая неровность

Такой вариант обработки камня подобен «облагороженной» скале. Здесь допускаются небольшие перепады фактуры (3-5 мм), сохраняющие имитацию натурального скола. Ликвидируются только резкие неровности, тем самым придавая плите более привлекательный декоративный вид. В работе используют электрический и ручной инструмент для обработки камня: сначала глыбу раскалывают, а затем «сглаживают» рельеф под средством шлифовки.

Античная «древность»

Это оригинальный способ состарить камень: за считанные минуты мастер искусственно «завышает» возраст материала сразу на несколько столетий. Для этих целей используют кислоту, которая на поверхности плиты выжигает все «слабинки» материала (мел, шпат, известь), образуя хаотичные поры разной величины. Затем камень шлифуют, очищая от лишней «корки».

«Эффект» расплавленного камня

Плиту подвергают термообработке с помощью специальной горелки или обжигающей машины. Прямая «атака» огнем (температура разогрева достигает 1000 0 С) уничтожает мягкую корку камня, обозначая однородную структуру материала с легкой фактурой (незаметные перепады до 1 мм).

«Специальный» износ камня (царапины)

Это современный способ наделить камень оригинальной фактурой. Специальные станки наносят на поверхность рабочей плиты продольные царапины (глубина 0,5-1,5 мм). Стена с особым рельефом выглядит однородной, хотя характер рисунка на отдельном элементе покрытия не дублируется.

Помимо описанных декоративных обработок, существует ряд более «грубых» операций с камнем, где не обойтись без силы рук каменщика. Тяжелый и уморительный труд мастера облегчают ручные «помощники», которых мы рассмотрим подробнее.

Основа из основ: ручной инструмент для обработки камня

В арсенале каменщиков всегда есть ручные инструменты для обработки камня. Некоторые из них практически не поменяли свой облик еще с древних времен и являются неизменными аксессуарами в обязательном наборе мастера.инструмент для камня

Вот этот «классический» ручной инвентарь:

КУВАЛДА

Это тяжелый инструмент (вес 4-6 кг) с массивным бойком и удлиненной ручкой (до 1,20 см). Последняя особенность позволяет увеличить силу удара кувалды за счет большой кинетической энергии, возникающей из-за вынужденного широкого замаха.

КИРКА

Это ударный инструмент, где наконечник с одной стороны острый (сформировано 1 или 2 зуба), а с другой стороны затуплен. Кирка обладает большой разрушающей силой, поэтому ее до сих пор активно используют в каменоломнях и шахтах.

ОТБОЙНЫЙ МОЛОТОК

Этот инструмент отличается от простого молотка увеличенным весом бойка (до 3 кг), усиливающего энергию удара по камню. С одной стороны ударная часть заострена, а с другой затуплена. Используется, как вспомогательное орудие для обтесывания камней.

МОЛОТОК КАМЕНЩИКА

Это тяжелый молоток с тупым бойком. В отличие от кувалды он более миниатюрен по форме и весу, так как служит для подгонки размеров небольших камней.

СТАМЕСКА

Это мелкий инвентарь каменщика для более точного подгона рабочих элементов. В наборе у мастера имеется тупая, острая и широкая стамески, что позволяет придать камню более выраженную граненую форму.

КИЯНКА

Данный инструмент каменщик использует для аккуратной укладки камня в «мягкую» основу (земля, песок). Киянка оборудована бойком из упругих материалов (резина, кожа, дерево).

КЛИНЬЯ

Это металлические втулки с обоймой, служащие для «запланированного» разрушения каменной глыбы. Каменщик вставляет клинки в специально сделанные отверстия и поочередно ударяет по «распоркам» кувалдой. С помощью этих приспособлений огромную глыбу раскраивают на отдельные куски нужной формы

ТЕРКА (ГУБКА, ЩЕТКА)

Этот инвентарь служит для финишной шлифовки и полировки поверхности камня. Степень воздействия на рабочий элемент определяется зернистостью терки.

Художественные «помощники»: инструмент для декоративной обработки камня

ГРАВИРОВКА ПО КАМЮ ИНСТРУМЕНТ

Помимо описанных приспособлений существует специальный инструмент для гравировки по камню. С его помощью мастер наносит на поверхность плиты рисунок, придает ей нужный рельеф. Тонкая работа требует от специалиста художественных навыков и хорошо подобранного рабочего материала. Идеальным вариантом является твердый гранит, на котором даже мелкие и воздушные росписи сохраняются на века.

Основные ручные инструменты для гравировки по камню – СКАРПЕЛИ. Это граненые «карандаши» с различными наконечниками (толщина «зуба» 2 – 25 мм), с помощью которых на поверхность наносят рисунок.

Еще один инструмент для рисования по камню – ЧЕРТИЛКА. В отличие от скарпелей она снабжена особым победитовым наконечником для жесткой эксплуатации. Чертилка применяется для разметки камня и рисования «глубоких» прямых линий.
Существует еще масса второстепенных инструментов: СПИЦЫ, РУЧКИ, ШПУНТЫ, ЗАКОЛЬНИКИ и т.д.

РЕЗЬБА ПО КАМНЮ ИНСТРУМЕНТ

Изделия из полудрагоценного природного материала – популярный и всегда востребованный товар. Для придания камню задуманной мастером формы служат ФРЕЗЫ, с помощью которых с рабочего куска постепенно снимают все лишнее, вытачивая нужную деталь. В зависимости от техники выполнения работ (а среди них есть и высокохудожественные направления: глиптика, камеи, глеммы, инталии) в комплекте мастера-художника имеется свой набор инструментов: ручные и механические фрезы, шлифовальные и полировочные машины – все то, что помогает качественно выполнить резьбу по камню.

Для мягких пород материала используют ручные НАПИЛЬНИКИ разной формы (прямые, кривые), помогающие справиться с формированием мелких деталей изделия.

Лучшее из лучших: алмазный инструмент для обработки камня

На смену ручного инструмента для резки, шлифовки и обработки камня пришли автоматические стационарные станки или переносные машины, значительно облегчающие труд мастера.инструмент каменщика

Усовершенствование коснулось и материала, из которого сделан их главный рабочий элемент. Камень бывает разной твердости, и чем ценнее порода, тем этот качественный показатель выше.

Лидирующие позиции по эффективности выполнения работ занимает алмазный инструмент для обработки камня. Его успешно применяют, как в быту, так и в заводских условиях. Алмазный «клинок» намного практичнее стандартного абразива, сделанного из карбида кремния в комбинации с дополнительными смесями (пластмасса, неорганические наполнители: крошка мрамора, магнезия и др.). Хотя стоимость инструмента для обработки камня с алмазной «добавкой» выше в десятки раз, затраты вполне оправданы. Уникальные свойства самого прочного в мире материала помогают быстро справиться с любым типом каменной глыбы.

В арсенале современного мастера имеются такие алмазные «помощники»:

  • Алмазный инструмент для резки камня
  • Алмазные сегменты для шлифовальных и полировальных машин
  • Алмазные фрезы для ручных работ и электрических «бормашинок»
  • Прочий ручной инвентарь для резьбы и гравировки (спицы, ручки, шкурки и т.п.)

Профессиональный инструмент для резки камня – это станки (машины), где применяют алмазные диски. Естественно, режущий элемент не полностью состоит из драгоценного материала. На стальном диске напаяны (впрессованы, приварены – зависит от способа соединения) пластины из алмазной крошки и связки. Состав последней зависит от твердости камня, с которым мастеру предстоит работать. Связка обеспечивает цельность режущего элемента и его затачивание в процессе работы. Для этого на диске стрелкой указано направление его движения в машине (станке). Перенагрев и вибрация губительны для абразива, так как режущие пластины быстро разрушаются (отпадают «кусками»).

Существует два типа алмазных дисков:

  1. Для «мокрой» резки
  2. Для «сухой» резки

Из-за неравномерного нагрева круг деформируется и приходит в негодность, поэтому для «сухой» резки сегменты пластин поделены на отдельные сектора или выполнены «волной», чтобы уравновесить температуру. «Мокрая» резка с цельными элементами на круге предполагает обязательное охлаждение диска водой в процессе работы. Для удаления чрезмерной вибрации в инструменте предусмотрены специальные гасящие «подушки».

В зависимости от твердости рабочего материала используют алмазные диски с различными техническими показателями: толщиной пластин, составом связки и зернистостью алмазного напыления. Тяжелее всего дается распил твердого гранита и мрамора. Для этих пород существует отдельная линия алмазных абразивных инструментов.

Инструмент для обработки искусственного камня

Искусственный камень – творение рук человека, старающегося достичь рекордных показателей оригинала, но удешевить и облегчить процесс производства. По внешнему виду иногда не отличишь, где используется природный материал, а где «фальшивка». Определить, кто есть кто можно лишь по весу, ведь «новинки» по прочности подгоняют под эталон, а вот вес стараются максимально уменьшить.

Инструменты для обработки искусственного камня аналогичны описанным выше ручным и автоматическим образцам. Используют, как простые твердосплавные абразивы, так и алмазные аналоги. Но для каждого вида искусственного материала изготовитель рекомендует определенный тип инструмента, который оптимально подходит для его резки, шлифовки и полировки. Это помогает избежать лишних отходов в работе (сколы, царапины, разрушение плиты).

Не стоит забывать о хранении инструмента для камня